|
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа. ВведениеДизайнер профессия творческая, и, как любому творческому человеку, дизайнеру претит всякая бюрократия. И все же дизайнер не вольный художник и ему надо как-то упорядочивать свой производственный процесс. В этом упорядочивании помогает ему главный и к счастью единственный документ, с которым сталкивается дизайнер в процессе работы над заказом — техническое задание (в дальнейшем ТЗ). Наверно для любой солидной дизайн-студии (дизайн-отдела, рекламного агентства), в которой сложились гармоничные взаимоотношения «менеджер-дизайнер», вещи, про которые будет говориться в этой статьи, покажутся очевидными и даже банальными. Но вот лично по своему опыту могу сказать, что ни в одной из 4 контор абсолютно разного профиля, в которых я работал (РА по наружной рекламе, оперативная полиграфия, РА полного цикла, дизайн студия), не было ни грамотного взаимодействия между менеджером и дизайнером, ни выработанной годами схемы оформления ТЗ. В двух конторах документация по проекту отсутствовала как таковая, в двух других форма ТЗ находилась в зачаточном состоянии, а количество менеджеров способных оформлять даже примитивное ТЗ стремилось к нулю… Таким образом, я бесконечно рад за тех дизайнеров, у которых не стоит такой проблемы, и не рекомендую им тратить время на чтение. Тем же, у кого как у меня, что называется, «наболело», предлагаю ознакомиться с моими соображениями по поводу ТЗ для дизайнера. Что такое ТЗВ нашем случае, ТЗ — документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования предъявляемые к проекту, а также сведения относящиеся к деятельности заказчика или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта. У ТЗ четыре основные функции:
Организационная функция ТЗРабота только тогда будет эффективной, когда в пространстве окружающем эту работу будет порядок. Порядок есть стержень, на который нанизан весь рабочий процесс. В работе дизайнера достаточно одного стержня — ТЗ. С помощью него можно упорядочить всю работу и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание. Зачем держать всю информацию в голове, где она может легко потеряться, когда можно ее положить рядом на столе в аккуратную стопочку и вытягивать оттуда небольшими порциями? Из вашего жизненного пространства тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного десятки мегабайт электронного мусора. Работа превратиться в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, вам больше не потребуется тратить усилия на вторичные для дизайнера вещи, и все свое время вы сможете посвятить тому, что не требует упорядочивания — творчеству. Информационная функция ТЗОснованное преимущество ТЗ перед другими формами предоставления информации по проекту — ее структурированность. Вы точно знаете, что из ТЗ вы почерпнете именно ту информацию, которая вас как дизайнера интересует, именно в той форме, в которой вам ее будет легче всего воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа. Еще один плюс — грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Речь идет о небольших заказах, для которых вербальные контакты клиента и дизайнера не обязательны. Дизайнер, оградивший себя от изматывающего общения по мелочам, высвободит значительное количество времени, которое пригодится для более важных дел. Чтобы ТЗ в полной мере выполняло свою информационную миссию, оно должно быть ориентировано на конкретную задачу. К счастью или к сожалению, но работа дизайнера не так разнообразна как кажется на первый взгляд (вспомните, сколько строчек в вашем прайс-листе?) и поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. Последовательность действий при разработке, к примеру, логотипа и в России и в Африке одинакова. Информация необходимая для его разработки также требуется всегда одна и та же. А если входные данные типовые, значит их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Поэтому, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько — по одной на каждый вид дизайн-работ, что обеспечит релевантность информации. Коммуникационная функция ТЗВ статье "Битва за гармонию..." подробно описывался процесс утверждения проекта у заказчика. Там же упоминалось о роли ТЗ в этом процессе. Действительно, ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и как следствие способствовать скорейшему принятию макета. Любую дизайнерскую задачу можно решить по-разному, и чем меньше информации на руках у дизайнера, тем более свободен он в выборе решения, тем больше шансов сделать то, что клиент совершенно не приемлет. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру «почувствовать клиента» и сделать работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате. Юридическая функция ТЗКлиенты имеют нехорошее свойство — страдать кратковременной потерей памяти. Иногда они просто забывают о своих первоначальных требованиях к макету, и в процессе работы или, что хуже, утверждения выставляют новые требования. «Строить» клиента, или плясать под его дудку — личное дело каждого, но ТЗ, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет вам возможность переложить расходы по переделке макета в кошелек клиента. Так как расходы зачастую бывают довольно существенными, уже само наличие ТЗ сделает ваш сон намного крепче, а наличие подписи клиента на этом ТЗ избавит вас от потери нервных клеток, которые, как известно, восстанавливаются, но медленно. Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера. Кто виноват?После всего выше сказанного, я думаю, мало у кого остались сомнения, что ТЗ «есть благость великая». Но ситуация-то от этого лучше не становится. Для того чтобы ТЗ вошло (в полноценном виде!) в производственный процесс каждого дизайнера, надо, как это испокон веков делается у нас на Руси, определить виноватых и начать с ними бороться. Виноватых у нас два — это (сюрприз!) дизайнеры и менеджеры. А точнее отсутствие инициативы у первых и врожденная лень вторых. Менеджеров понять можно. Легче подойти к дизайнеру, когда тебе (менеджеру) это удобно, оторвать его (дизайнера) от работы, по быстрому «ввести в курс дела» и пойти дальше подпиливать ногти, чем сидеть и аккуратно фиксировать на бумаге полученную от клиента информацию. Очень легко при отсутствии документации в случае какого-то ЧП, сказать «Ну я же тебе говорил(а)!!!» и оставить дизайнера крайним. Весело опять же: сидишь, восьмую кружку с чаем в себя вливаешь, ждешь, когда рабочий день закончится, а тут прибегает дизайнер и давай тебя о чем-то расспрашивать, и сразу становится так тепло на душе, и сразу понимаешь, как ты нужен людям. Нет, менеджеров определенно понять можно, дизайнерам же прощения нет. Что делать?Как любил говаривать Ганди, «если хочешь, чтоб мир менялся, меняй его сам». Проявите инициативу — сделайте формы ТЗ для основных видов услуг оказываемых вашей конторой и раздайте их менеджерам. После того как новые формы ТЗ вольются в производственный процесс (а на это потребуется некоторое время):
Хорошее средство от лени — вставленный начальством пистон. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций на этой почве (а они неизбежны), не бойтесь раздувать их до «высшего» уровня. В большинстве случаев, начальство будет на вашей стороне, ибо безграмотное оформление заказа есть невыполнение должностных инструкций со стороны менеджеров, грозящее конторе убытками. В случае, когда такого документа как ТЗ в конторе в принципе не существует, необходимо первым делом поднять вопрос на планерке о его введении. Честно говоря, не представляю себе ситуацию, когда начальство может сказать что-то против нововведения, при таком количестве очевидных плюсов. Кто должен оформлять ТЗ?Все зависит от вида деятельности фирмы, который определяет поток заказов и их размер. Если поток заказов большой, а сами заказы маленькие (оперативная полиграфия, типография и т. д.), то оформлением заказов должен заниматься менеджер. Если идет работа на vip-клиента, поток небольшой, а проекты солидные (крупная дизайн-студия, брэндинговое агентство), то однозначно общаться с клиентом и соответственно заполнять ТЗ должен дизайнер или арт-директор. Это крайние случаи, а в жизни есть куча промежуточных ситуаций, поэтому должностные инструкции менеджеров и дизайнеров должны формироваться в зависимости от уровня услуг оказываемых фирмой на данном этапе ее развития. Возможна гибридная ситуация, когда оформлением ТЗ могут заниматься как дизайнеры, так и менеджеры. Электронные ТЗВсе что описано выше — это идеальная ситуация, когда с заказчиком общаются, что называется, с глазу на глаз. Однако существуют еще такие способы получения заказов, как электронная почта и ICQ. Оформления заказов через ICQ надо всячески избегать. ICQ расслабляет клиента, и поток информации от него становится свободным, неуправляемым и вневременным. Если общение с заказчиком происходит в электронном виде, старайтесь перемещать его в плоскость почты. Письмо — это почти документ и отношение к нему соответствующее. У электронной почты в свою очередь есть свои тонкости: чтобы задания от клиента не поступали в виде письма «на деревню дедушки», а имели определенную структуру, менеджер или сам дизайнер должен на стадии оформления заказа выслать клиенту форму ТЗ. Такая форма, прежде всего, сэкономит время самому клиенту, т.к. ему не надо будет задумываться о содержании и объеме информации, которую он должен предоставить. Клиент просто заполнит некую анкету и отошлет ее обратно. Перед дизайнером же стоит задача составить форму таким образом, чтобы у человека на том конце не возникло никаких трудностей с заполнением. В обязанности человека отвечающего за прием заказа должна входить проверка поступающих от клиентов форм. Если по ТЗ нет никаких вопросов, оно распечатывается (!), подписывается и передается дизайнеру. Следует помнить, что даже при обкатанной схеме работы с электронными ТЗ, у них есть одно слабое место — они не подписаны со стороны клиента, а значит, не выполняют своих юридических функций, о которых говорилось выше. Приложения и дополнительные материалы по проектуФорма ТЗ должна быть только бумажная. Помимо пресловутых юридических моментов, это просто удобнее. Все равно многие проекты не обходятся без дополнительных бумажных материалов, которые должны каким-то образом систематизироваться. В это случае ТЗ становится шапкой для таких материалов, оберегая их от потери или перемешивания с материалами по другим проектам. Приложения должны подкалываться к ТЗ, а их наличие упоминаться в соответствующем разделе. Местоположение электронных материалов, необходимых для проекта также должно описываться в соответствующем разделе ТЗ. Пример технического заданияНиже в качестве примера приведена форма ТЗ на разработку логотипа, которой я пользуюсь. Данная форма является моей разработкой, поэтому вы можете ее использовать, не боясь нарушить чьи-либо авторские права: дорабатывать, править и создавать на ее основе формы для других видов услуг. Форма (как и вся статья) не претендует на полноту, а является лишь образцом, целью которого показать основные разделы ТЗ необходимые для получения исчерпывающей информации по проекту. Техническое задание на разработку логотипа:Служебная информация
Приложения
Это два раздела являются общими для любого вида услуг и присутствуют в каждом ТЗ. Все пункты первого раздела обязательны для заполнения. Информация о Компании
Информация о продукте (услугах)
Разделы необходимы для составления общей картины о клиенте. Они должны присутствовать, если к вам обращается новый клиент или старый клиент с новым продуктом. Информация о существующем фирменном стиле
Как и прошлый раздел, этот должен присутствовать, если к вам обращается новый клиент или вы уже длительное время не работали со старым. Но в данном виде работ он еще и необходим, если логотип не разрабатывается с нуля: в случае редизайна или корректировки фирменного стиля Информация по дизайну логотипа
Ядро ТЗ. Все пункты крайне желательно заполнить. Реально необходим только один — название. ЗаключениеДизайн — это порядок. Дизайнер только тогда будет носителем этого порядка, когда порядок будет у него в голове. Если в голове у дизайнера хаос и бардак, вызванный неграмотной организацией производственного процесса, это во многом скажется на результате работы. Поэтому прежде чем браться за глобальное улучшение окружающего пространства — начните со своего рабочего стола. |
|||||||||||||||||||
|