|
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Главное назначение начальной страницы заключается в том, чтобы поведать пользователям о данной компании, о преимуществах ее Web-ресурса перед другими подобными ресурсами Internet и его ценности в мире информации, а также о товарах или услугах, ею предлагающихся. Просто и очевидно, не так ли? Тем не менее, в борьбе за создание удобных и практичных домашних страниц большинство дизайнеров терпят поражение, поскольку они либо не совсем осознают, для чего же нужна домашняя страница, либо останавливаются на узком или ошибочном понимании ее предназначения. Исходя из опыта пользователей, домашнюю страницу можно сравнить с целым рядом хорошо знакомых вещей. Каждое из этих сравнений имеет право на жизнь, поскольку домашняя страница выполняет множество функций. Вместе с тем, не все сравнения равноценны, а некоторые из них и вовсе уводят мышление дизайнера в совершенно противоположную сторону. Перечислим несколько наиболее распространенных образов, с которыми часто сравнивают домашнюю страницу. Обложка журнала. В коммерческом плане основное назначение обложки журнала состоит в том, чтобы заставить покупателя выбрать из десятков журналов на газетном прилавке именно этот, а не какой-нибудь другой. В отличие от покупателей журнала, посетители сайта не видят его домашнюю страницу до тех пор, пока, собственно, не решают его посетить. Вот почему начальной странице вовсе нет нужды каким-либо образом выделяться из общей массы, чтобы привлечь к себе внимание, поскольку пользователь уже и так ее выбрал. Еще одной функцией обложки журнала является краткий обзор его содержимого, стилей оформления, иллюстраций и тому подобное. Вот здесь Web-дизайнеру определенно есть чему поучиться. Ваше лицо в мире. Старое высказывание гласит, что первое впечатление можно произвести всего лишь однажды. Применительно к Internet это изречение справедливо на все сто. Если первое впечатление посетителя сайта будет, мягко говоря, не особо приятным, второго не будет вообще, поскольку пользователь уже никогда не вернется. В то же время cеть - это, прежде всего, взаимодействие, и именно опыт, приобретенный пользователем в процессе работы с вашим сайтом, сыграет ключевую роль в его оценке. В отличие от конкурсов красоты, где все может решить внешний вид, домашняя страница просто-таки обязана иметь под собой внутреннее содержание - вы ведь хотите оправдать надежды своих клиентов? Произведение искусства. Восприятие людьми картин и других произведений искусства, как правило, происходит в два этапа. Вначале люди бегло оглядывают картину, чтобы решить, а интересует ли она их вообще. Затем в случае положительного результата они начинают рассматривать и анализировать ее уже более тщательно, посвящая этому занятию достаточно много времени. Большинство дизайнерских студий воспринимают домашнюю страницу исключительно как потенциальное произведение искусства и занимаются, в основном, ее внешним видом, а уж потом задумываются о простоте использования. Несомненно, внешний дизайн начальной страницы должен отличаться ясностью и профессионализмом, поскольку первое впечатление о Web-узле у возможных клиентов компании складывается именно благодаря визуальным эффектам. Тем не менее, в отличие от посетителей музея, пришедших посмотреть на картины, пользователи вовсе не собираются сидеть и часами наслаждаться внешним видом домашней страницы после того, как решили "походить" по сайту. Домашняя страница - это всего лишь старт на пути пользователей к истинному предназначению узла. Таким образом, в вопросах дизайна начальной страницы основное внимание следует уделять взаимодействию с пользователями, а не ее внешнему виду. Фойе здания. Фойе само по себе не является каким-либо конечным пунктом следования - через него просто проходят. Точно так же и домашняя страница представляет собой всего лишь точку входа на сайт и помогает его посетителям выбрать дальнейшее направление движения. Вот почему каждая домашняя страница должна обладать развитой системой знаков, подобно знакам в фойе больниц, указывающим на расположение отделений и палат. Следует также отметить, что в системе больничных указателей основное внимание сосредоточено на жизненно важных и срочных направлениях вроде кабинета неотложной помощи или родильного отделения. Точно так же при разработке Web-сайта направления его изучения, представляющие наибольший интерес для пользователей, должны учитываться в первую очередь. Консьерж/клерк в приемной компании. Это сравнение аналогично предыдущему, поскольку подразумевает человека, который распределяет посетителей компании по нужным им адресам, встречает вернувшихся клиентов, обеспечивает их дружеской поддержкой и необходимой помощью, да и просто дает людям понять, что они нужны и о них заботятся. Все вышеперечисленные функции являются неотъемлемыми характеристиками хорошей домашней страницы, однако при слишком серьезном отношении к данному вопросу могут превратиться в нечто назойливое и отвлекающее. Оглавление книги. При оформлении содержания книги основное внимание уделяется созданию ее иерархической структуры и обеспечению возможности быстрого перехода в нужную точку. Предоставляя список содержимого книги, оглавление позволяет читателю непосредственно найти интересующий его материал с помощью удобной системы нумерации страниц. Это сравнение, пожалуй, наиболее точно соответствует механизму работы гипертекстовых ссылок, который является основой функционирования Internet. Первая страница газеты. Первая страница газеты представляет собой сжатый обзор наиболее важных новостей данного выпуска. В этом отношении первым полосам, можно сказать, повезло, поскольку их редактированием, как правило, занимаются специалисты высокого уровня, умеющие правильно отбирать нужную информацию. Так как газеты выходят на регулярной основе, у редакторов достаточно времени, чтобы довести первую страницу до совершенства и придать ей желаемый вид. Сравнение домашней страницы с первой полосой газеты не должно восприниматься буквально, поскольку печатная газета представляет собой продукт, выходящий, скажем, раз в день и, следовательно, требующий обновления раз в 24 часа. В свою очередь, в зависимости от предназначения конкретный сайт может нуждаться в обновлении как по нескольку раз в день, так и по разу в месяц. Помимо новостей, газета (как, впрочем, и Web-узел) может содержать и другие элементы, однако их присутствие на первой странице вовсе не обязано, поскольку стандартный формат газеты уже прочно вошел в нашу жизнь, а вся навигация очень проста и сводится к перелистыванию нескольких страниц. В отличие от этого, на домашней странице сайта должно размещаться гораздо больше навигационных элементов, поскольку данный носитель информации все еще не так привычен, как газеты. Рекламный буклет. Первоначальный подход к маркетингу в сети заключался в рассмотрении Web-сайтов как рекламных буклетов компаний, где домашняя страница выполняла роль своеобразного предисловия. Несомненно, домашняя страница действительно должна вдохновлять посетителей на дальнейшее изучение сайта, однако на этом все сходство с рекламным буклетом и заканчивается. Предназначение рекламных проспектов очень конкретно и заключается, как правило, в том, чтобы заинтересовать потенциальных клиентов и настроить их на дальнейшую работу с компанией. Рекламные буклеты наполнены завлекающими сообщениями и вполне могут позволить себе глянцевую бумагу и красочную обложку. Кроме того, читатели буклетов заранее готовы воспринимать только поверхностную информацию относительно товаров и услуг, предоставляемых компанией. В отличие от этого, пользователи Internet гораздо более целенаправленны - они заходят на Web-узел с определенной целью, а не только, чтобы полистать странички и посмотреть на картинки. Пользователей волнует только то, насколько данный сайт справляется с конкретным вопросом, интересующим их здесь и сейчас, и очень раздражаются, встретив на своем пути маркетинговую информацию подобного рода. Во всех этих сравнениях есть зерно истины, однако ни одно из них не раскрывает реальной природы домашних страниц. В конце концов, Web-узлы - это вовсе не картины, газеты, здания или люди. Вот почему при разработке домашней страницы крайне опасно придерживаться только одного из этих сравнений. Создать хорошую страницу действительно трудно, поскольку она должна заключать в себе все вышеперечисленные аспекты. В этом плане большинство дизайнерских решений существующих страниц достаточно однобоки. Домашняя страница выполняет множество функций, а пользователи Internet нуждаются в решении множества проблем. Иногда пользователь заходит на домашнюю страницу, чтобы узнать, чем занимается данная компания - возможно, для того, чтобы вложить в нее свои средства или же включить в список своих поставщиков. Пользователь попадает на начальную страницу, когда ищет определенный товар, а может обратиться к ней для получения технической поддержки или обслуживания уже приобретенного товара. Таким образом, цели одного и того же пользователя сайта от посещения к посещению могут меняться, причем самым непредсказуемым образом. Да, пользователи сети - это определенно не тот контингент, который можно рассортировать на типы, аккуратно разложить по коробочкам и обеспечить каждому из них свой небольшой ассортимент услуг. Неопытных пользователей Internet крайне угнетают начальные страницы, с которыми им не совсем понятно, как работать. В подобных ситуациях некоторые теряются и начинают винить себя. Вряд ли вы дождетесь от них вопросов - они просто уйдут с такого Web-узла в другой, более гостеприимный. Более смышленые пользователи, напротив, отличаются требовательностью и злопамятством. Если одно из посещений сайта не принесет им желаемого в данный момент результата, они это вспомнят при первом же удобном случае. Некоторые из них даже могут во всеуслышание заявить о своем недовольстве, отправив вам сообщение типа: "Почему на домашней странице не хватает свойства X?". Запомните, что подобные комментарии вовсе не означают, что на начальную страницу необходимо добавить отдельную кнопку для доступа к Х, сущность такого замечания заключается в том, что при текущей структуре страницы добраться до элемента Х данному пользователю было трудно. Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы разработать начальную страницу, обеспечивающую доступ ко всем важным элементам Web-узла, избегая их вынесения, поскольку такая скученность может запутать новых посетителей. Ключевыми моментами являются концентрация, ясность, понимание нужд пользователей. |
|||||||||||||||||||
|